Подковы для лошадей назначение, виды, процесс ковки и замены

Содержание
  1. Подковы для лошадей: назначение, виды, процесс ковки и замены
  2. Инструменты
  3. Зачем подковывают лошадей?
  4. Что чувствует лошадь в этом момент
  5. Что представляет собой подкова?
  6. Описание процесса
  7. Зачем подковывают лошадей
  8. Предназначение подков
  9. Разновидности
  10. Процесс выполнения ковки
  11. Подковы для лошадей: появление, цель, периодичность замены
  12. Причины появления и история появления подков для лошадей
  13. Обязательно ли подковывать лошадь?
  14. Какие бывают подковы?
  15. Как куют коней?
  16. Периодичность замены
  17. Зачем лошадям нужны подковы и как правильно подковать?
  18. Почему обязательно нужно ковать лошадей
  19. Что из себя представляет подкова
  20. Разнообразие видов
  21. Какие инструменты должны быть у коваля
  22. Как часто происходит замена
  23. Зачем подковывают лошадей: подробная информация + технология подковки пошагово!
  24. Конструкция подковы
  25. Разновидности подков
  26. Какие инструменты понадобятся
  27. Как выполняется ковка
  28. — Зачем подковывают лошадей

Подковы для лошадей: назначение, виды, процесс ковки и замены

Подковы для лошадей назначение, виды, процесс ковки и замены

Первые подобия подков для лошадей появились в III—IV вв. нашей эры. Ранее их роль играли приспособления на основе волокон растений и ремней из кожи, которые не могли обеспечить животному качественную защиту.

Распространение коневодства привело к развитию ковочного ремесла и высокой оценке мастеров, занимающихся изготовлением подков. Современные подковы подразделяются на множество видов, учитывающих породу, сферу назначения и состояние копыт.

Но зачем лошадям подковы, если их дикие собратья в природе справляются без этих приспособлений?

Инструменты

У каждого кузнеца есть набор специальных обязательных инструментов. Условно их можно разделить на две группы: для изготовления подков и сапожные (чтобы подковать лошадь).

Конный «маникюрный» набор включает следующие приспособления:

  • кувалда — для работы с холодным и горячим металлом;
  • щипцы — чтобы достать гвозди и снять старую подкову;
  • молоток-дорожник — для выделывания гвоздевой дорожки во время ковки;
  • молоток-пробойник — для проделывания отверстий для гвоздей;
  • рашпиль — большая пилка для зачистки рогового слоя;
  • копытный крючок — для расчистки подошвы от грязи;
  • копытные ножи — для срезания старого рогового слоя;
  • клещи (кромкообрезные кусачки) — для удаления края копыта.

Зачем подковывают лошадей?

На целине крепости копыт достаточно, чтобы ноги коня были защищены. В диких условиях лошади передвигаются без груза, выбирают более удобную дорогу, обходят препятствия и заостренные камни. Повышенная активность и жизнь на свободе стимулируют укрепление рогового покрытия на копытах.

Одомашненные лошади ограничены в передвижении, их физическая активность понижена, в результате чего плотность рогового слоя уменьшается, он быстрее стирается. Кони часто передвигаются по твердым и грубым поверхностям (брусчатка, асфальт), перенося на себе значительный вес. Роговая защита на копытах не успевает отрастать и компенсировать стирание.

Тонкий защитный слой уязвим для заостренных камней, в нем могут образовываться трещины, забивающиеся грязью и микробами. Ткани ноги воспаляются, животному становится больно передвигаться, появляется хромота. В запущенных случаях конь может полностью отказаться от передвижения.

Подковы выполняют функцию своеобразной обуви для скакуна, защищая его ноги от травм. Кованая лошадь может преодолевать большие расстояния по различным типам местности, не нанося вреда копытам.

На обледеневшей дороге и мокрой траве подковы помогают животному избежать скольжения. Эти приспособления также помогают корректировать деформированные и травмированные копыта.

Спортивные скакуны улучшают свой бег и легче проходят препятствия с правильно установленными подковами.

Что чувствует лошадь в этом момент

Многим интересно, больно ли лошади в момент подковки. Ученные утверждают, что нет. В копыте нет нервных окончаний, поэтому животное может ощущать только легкий дискомфорт при процедуре, но и он со временем проходит.

Но все равно надо быть очень осторожным. Если загнать гвоздь очень глубоко, он может доставать до нервов и вызывать сильные болевые ощущения. В некоторых особей начинается кровотечение. Поэтому даже опытному кузнецу следует быть очень осторожным, поскольку неправильная подковка может спровоцировать у животного пожизненную хромоту.

В видеоролике рассказывается о том, когда и как можно подковать лошадь:

Что представляет собой подкова?

Современные виды подков различны по форме, толщине, материалу и назначению. Самые простые модели создаются из низкоуглеродной стали, поддаются корректировке в горячем и холодном состоянии. На переднюю пару конечностей устанавливаются округлые подковы, для задней подбираются более вытянутые модели, повторяющие природное строение копыт.

Обычная подкова — пластина выгнутой формы, снабженная отверстиями. Это приспособление состоит из следующих элементов:

Полотно состоит из трех частей — боковой, зацепной и задней. Прилегающая к рогу поверхность имеет внутреннюю и внешнюю зоны. На наружную часть опирается копыто, поэтому она должна быть максимально ровной и большей по площади. Неровные или криво расположенные ветви будут препятствовать плотному соединению полотна и копыта, что приведет к дисбалансу нагрузки и деформации рогового слоя.

Средняя подкова имеет ширину в 22 мм и толщину в 8 мм. Размеры подков разделены на 13 рангов, определяющихся габаритами ветвей, расстоянием между пятками, шириной наиболее выпуклой части, толщиной и весом. Продаются такие приспособления парами.

Описание процесса

Нужно знать, что смена подков у лошадей требует определенных знаний, мастерства и большой физической силы. Нельзя, опираясь только на теоретическую часть, заниматься расчисткой и ковкой коней, это приводит к нарушениям здоровья у животных, да и сам кузнец может получить травмы.

Для того чтобы все прошло хорошо, создаются следующие условия:

Зачем подковывают лошадей

Подковы для лошадей назначение, виды, процесс ковки и замены

Loshadi.info ›

04.12.2018

В старину оправдано говорили, что без копыта нет лошади. Даже маленький камешек, забившийся под стрелку, способен вызвать намины и травмы копыта. А чрезмерное стирание и надлом рогового слоя намного опаснее. Чтобы защитить ноги скакуна, люди еще в древние времена придумали «лошадиную обувь» — подковы. Теперь они неотъемлемая часть конной экипировки.

Предназначение подков

В современном коневодстве существует два противоположных мнения о необходимости ковки. Многие лошади хобби-класса не требуют этой процедуры, чего не скажешь о спортивных скакунах или тех, которые работают на твердых дорожных покрытиях. В этом случае подковы необходимы для защиты подошвы от чрезмерного снашивания и заломов рогового слоя.

Зачем подковывают лошадей:

  • для дополнительной устойчивости на мягком грунте, скользком травяном или снежном покрытии — оснащаются шипами;
  • для улучшения качества движений при выездке;
  • для балансировки в беговом и скаковом спорте;
  • для лечения и реабилитации после травм — специальные ортопедические накладки и резиновые подковы используются для коррекции постава, баланса движений, при заболеваниях ног и копыт;
  • для защиты от быстрого стирания подошвы;
  • для защиты копыт от ударов и чрезмерной нагрузки во время прыжков в конкуре и троеборье.

Разновидности

Стандартная подкова состоит из двух веток, имеет форму незавершенного овала с гнездовой дорожкой и отверстиями для гвоздей.

Отдельно изготавливаются пластины для передних ног лошади с одним зацепом и для задних — с двумя. Также они различаются по размеру: от 0 (самый маленький) до 9 (самый большой).

В процессе ковки все разновидности, виды подков подбираются индивидуально и подгоняются кузнецом под каждую ногу лошади.

Помимо размеров, современные подковы для лошадей различаются по предназначению.

  1. Для скаковых и спортивных лошадей — самые тонкие (до 4 мм) и легкие подковы (не более 120 г). Изготавливаются из мягкой «пружинной» стали. Для бега по мокрой и скользкой дорожке используются специальные пластины с трапециевидным сечением. Шипы запрещены.
  2. Для выездки и конкypа — легкие и тонкие подковы (до 10 мм) со скошенными внутрь пяточными ветвями. Во избежание травмы ног шипы запрещены.
  3. Для работы на твердом каменном или асфальтированном покрытии — с массивными ветвями и дополнительными прокладками (фальца). Оснащаются шипами для большей устойчивости.
  4. Для рысаков — подковы с разной массой для передних и задних ног: первые более тяжелые — 210 г, вторые — легкие (120-180 г). Толщина в среднем 8-10 мм. Применяются для правильного баланса и бега рысака.
  5. Ортопедические — пластины с дополнительными накладками или лечебными прослойками.

    Подбираются индивидуально по назначению ветеринара.

  6. Синтетические — подковы из полиуретана без гвоздевых отверстий. Гибкие и со временем адаптируются к индивидуальной форме копыта. Крепятся с помощью специального клея. Подходят для лошадей с тонкими и проблемными копытами, которым противопоказаны стандартные металлические подковы.

    Используются в конкуре для лучшей амортизации ударов о землю во время прыжка.

Процесс выполнения ковки

Последовательность выполнения ковки:

  1. Подготовительный этап. Конь фиксируется на развязках за недоуздок, либо его удерживают руками возле кузнечного станка. Перед тем как подковать лошадь, копыта предварительно моются и расчищаются специальным крючком и жесткой щеткой.
  2. Снятие старой подковы (если есть).

    Кузнец вытаскивает гвозди, поддевая барашки щипцами. В работе используется специальная позиция — кузнец оседлывает ногу коня, зажимая ее коленями.

  3. Косметическая часть. Копытным ножом счищают и срезают наросший роговой слой подошвы. Работы выполняются аккуратно, чтобы не задеть чувствительную мягкую ткань.

    Затем клещами или кромкообрезными кусачками удаляется наросший слой с края копыта. Эта процедура напоминает обрезку ногтей. Завершающий этап — шлифовка копыта и выравнивание неровностей с помощью рашпиля.

  4. Примерка и подгонка. Чтобы подкова правильно села, ее нужно подогнать под копыто.

    Для этого используется холодный или горячий метод. Холодный — подкова прикладывается к подошве и затем без разогрева подгоняется кувалдой до нужной формы. Горячий метод — подкова раскаляется в специальной печи до +800…+1200°С, прикладывается к копыту.

    По следу на роговом слое происходит примерка: все выступающие части счищаются, подгоняется пластина.

  5. Крепление. Металлическую пластину кузнец крепит на гвозди для подковки лошадей. Под нее накладывается фальца или специальная прослойка (можно и без нее). Если необходимо, в специальные отверстия вкручиваются шипы.

  6. Завершающий этап. Края выступающих гвоздей с наружной стороны копыта подгибают вниз и обрезают щипцами. Рашпилем подпиливают верхний роговой слой и зазубрины. Копыто смазывается специальной пропиткой.

После ковки лошадь обязательно нужно поводить, чтобы проверить движения, не хромает ли и равномерно ли распределяется нагрузка на все 4 ноги. Важно помнить, что неправильная ковка или некачественно выполненная процедура может стать причиной разрушения и деформации копыта.

Зачем подковывают лошадей Ссылка на основную публикацию

Подковы для лошадей: появление, цель, периодичность замены

Подковы для лошадей назначение, виды, процесс ковки и замены

Основное назначение этого предмета конской амуниции – защита лошадиных копыт от повреждений.

В естественных условиях животным подковы не нужны, поскольку роговой копытный слой хорошо приспособлен для конкретных земных поверхностей, характерных для региона обитания.

Однако домашние лошади часто вынуждены ходить и бегать по таким поверхностям, которых в дикой природе просто нет. В результате их копыта стираются быстрее, чем успевают отрастать.

Появление городов привело к строительству дорог с твердыми покрытиями, которые не являются для этих животных привычными. Риск возникновения травм в результате стирания рогового копытного слоя значительно вырос, а такое повреждение приводит к потере работоспособности и мешает полноценной жизни животного.

Причины появления и история появления подков для лошадей

Первая причина заключалась в том, что во времена военных походов или при длительных переходах кочевых племен лошадям поневоле приходилось преодолевать значительно большие расстояния, чем в дикой природе.

Вторая причина – это то, что при этом лошадь не только передвигалась сама, но и везла на себе или в повозке людей и необходимые им грузы.

Ну, и наконец, при таких переходах дорогу выбирало не животное, а управляющий им человек.

В те времена кони были основным средством передвижения, и от того, насколько долго лошадь может полноценно работать, напрямую зависело удобство человеческого существования. Эти три основных фактора и вызвали необходимость придумать такое средство защиты, как подковы для лошадей.

История появления этой лошадиной обуви весьма интересна. Изначально она представляла собой подобие обычного башмака, изготовленного из крепкой древесной коры, снаружи обернутой кожей и прикрепляемого веревками или ремнями.

Однако, такая обувка быстро снашивалась. Стали появляться металлические пластины, которые крепились к ногам ремнями (так обували лошадей в Римской империи).

Но и этот вариант имел существенный недостаток, так как кожа на ногах лошадей быстро натиралась в процессе передвижения.

Первые подковы, в которых были отверстия для гвоздей, археологи нашли в кельтских захоронениях, датированных первым тысячелетием до нашей эры.

Другие находки говорят о том, что такие подковы были и у древних римлян, но суть от этого – не меняется. Крепление подков к копыту гвоздями по сей день считается самым удобным и безопасным для животного.

Широко распространено заблуждение, что лошадь испытывает боль при забивании гвоздей в копытный рог. Это – совсем не так. По своей сути роговой слой копыта похож на человеческий ноготь, только более толстый и прочный.

И только если коваль вдруг промахнется и заденет гвоздем живую ткань – вот тут животному будет больно, и оно начнет хромать.

Ещё по теме:  История развития верхового коневодства в мире

Обязательно ли подковывать лошадь?

Как было сказано ранее, в дикой природе подковы этим животным не нужны. Это обусловлено тем, что в естественной среде они сами выбирают путь, аккуратно обходя твердые препятствия в виде камней. Кроме того, никакого дополнительного груза дикие кони на себе не несут.

Лошадь под седлом или запряжённая в повозку подчиняется воле управляющего ею человека, который и выбирает удобную для себя дорогу. Из-за этого, а также из-за дополнительной нагрузки, копыта стираются значительно быстрее. И если этот процесс обгоняет естественное отрастание рогового слоя – без дополнительной защиты уже не обойтись.

Твердость рогового слоя у разных лошадей различна, и зависит от места рождения животного, его породы и естественных для него условий обитания. Другими ловами, самые твердые копыта у коней, постоянно живущих в пустынях или в горах. От этого также зависит необходимость использования подков. Например, домашних монгольских лошадей вообще никогда не подковывают.

В условиях табунного содержания, при котором лошади большую часть времени проводят на естественных пастбищах, стирание и отрастание копытного рога происходит равномерно. Вследствие этого и нужды в дополнительно защите нет.

В некоторых случаях даже наоборот, отросший рог приходится подрезать, чтобы обеспечить комфортное передвижение и предотвратить растрескивание. Кроме этого, в табуне кони нередко дерутся, и удар подкованной ногой может обернуться печальными последствиями.

Какие бывают подковы?

Назначение любой подковы – защита копыта, и, в зависимости от сферы применения животного и времени года, они бывают разных видов. Классические подковы изготавливают из металла и металлических сплавов. Современные варианты предусматривают использование пластика и резины.

И Стоит сказать, что пластиковые подковы не уступают по долговечности железным, при этом амортизационные свойства у них – намного лучше. Подковы для спортивных лошадей делают облегченными, чтобы не снижать резвость и прыгучесть животного.

Ещё по теме:  Основные характеристики ганноверской лошади

В зависимости от вида соревнований, в которых участвует подкованный конь, различают:

  • подковы для скачек (толщина от пяти до шести миллиметров и вес от ста до ста двадцати грамм);
  • для длинных забегов – стандартные подковы весом примерно триста грамм;
  • для рысистых бегов использует разновесные подковы – передние тяжелее задних.

Зимой часто используют шипованные подковы, улучшающие сцепление со скользкой поверхностью.

Также их применяют при забегах по скользкой траве. Зимой шипы длиннее, чем летом, и могут доходить до 12-ти миллиметров. Кроме того, чтобы предотвратить налипание снега, зимние подковы часто делают с дном из тонкого металла.

Также подковы бывают специальными и ортопедическими. С их помощью корректируют постановку копыта, движения животного и правильно распределяют нагрузку на конечность. Ветеринарные подковы – отдельная тема, и на ней мы подробно останавливаться не будем.

Как куют коней?

Если лошадь приучена к подковке, её просто привязывают к неподвижному предмету. Если нет – ставят на развязки. Для особо «буйных» существуют специальные станки, хорошо фиксирующие животное.

Перед началом процесса копыто нужно расчистить. Это крайне важно для того, чтобы ноги животного после кования стояли правильно. Для этого обрезают лишний роговой слой, чтобы обеспечить плотное прилегание подковы.

Каждый уважающий себя коваль имеет свой инструмент – набор ножей для обрезки рога, рашпиль для шлифовки и выравнивания, щипцы для изъятия старых гвоздей, кусачки и так далее. Сам инструмент, а также нога лошади, которую коваль держит в руках, весьма тяжелые, поэтому люди этой профессии обычно обладают хорошей физической силой.

После окончания подготовки мастер начинает тщательный подбор подков. Если они подходят не идеально – он подгоняет их на наковальне.

Только после того, как наилучшее соприкосновение подковы и копыта достигнуто – происходит подковка. Есть негласное правило – одну ногу никто не кует. Меняют сразу все четыре подковы.

Кроме того, стоимость услуги различна – передние ноги стоят дешевле, нежели задние.

Сам процесс может занимать довольно много времени. Длительность зависит от опыта коваля, индивидуальных особенностей животного и его приученности к процедуре.

Без специальных навыков даже пытаться подковать коня – лучше не стоит. Только научившись у опытного мастера, можно самостоятельно ковать лошадей. Пусть этим сложным делом занимаются настоящие профессионалы.

Современная подкова для лошадей

Периодичность замены

Обычно подковы меняют каждые месяц-полтора.

Поскольку подкова замедляет стирание, именно за это время отрастает лишний копытный рог, и его необходимо обрезать. Однако это – средний условный период. Конкретный интервал между сменами лошадиной обуви зависит от интенсивности использования и условий работы животного.

Ещё по теме:  Сфера применения тракененской породы лошадей

responded with an error: API key expired. Please renew the API key.

Список используемой литературы:

  • А.П. Солдатов. Основы животноводства. — 3-е изд. — М.: Агропромиздат, 1988.
  • Животноводство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. (Проверено 5 апреля 2012)
  • Животноводство – Википедия
  • Животноводство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Зачем лошадям нужны подковы и как правильно подковать?

Подковы для лошадей назначение, виды, процесс ковки и замены

Использовать защитные средства для копыт лошадей начали очень давно, и первоначально такие приспособления выглядели очень примитивно: применялись кожаные ремни в сочетании с растительными волокнами, что совершенно не давало нужного результата. По мере развития коневодства ковка стала довольно широким явлением, а мастер своего дела в изготовлении подков ценился на вес золота.

На данный момент подковы существуют разного вида и их выбирают в зависимости от эксплуатации лошадей, состояния копытного рога и множества иных факторов. Для чего вообще ковать животных, если в природных условиях они прекрасно живут без такой дополнительной «обуви»?Подкова

Почему обязательно нужно ковать лошадей

В естественной среде обитания крепости копыт достаточно, чтобы защитить ноги животных при нахождении на мягком грунте.

У диких лошадей нет нагрузок, они способны сами выбирать дорогу для передвижения, при этом лошади будут обходить булыжники с острыми краями или иные препятствия.

Кроме этого, на свободе, в природных условиях, кони обладают довольно активным образом жизни, что самым положительным образом влияет на укрепление рогового слоя.

А вот конюшенные обитатели поставлены в иные условия. Ограничение возможности проводить много времени на прогулках приводят к снижению физической активности, именно поэтому копыта становятся менее плотными и стираться будут гораздо быстрее.

Лошади очень часто работают не только по мягкому грунту, но и по асфальтовому покрытию, брусчатке или иной твердой поверхности, да еще и со всадником или экипажем.

Такой образ жизни приводит к быстрому истиранию копытного рога, а вот отрастать он будет гораздо медленнее.

Из-за стертости копыт у лошадей начинаются проблемы со здоровьем. Острые камни будут с легкостью пробивать тонкий рог копыта и заставлять его трескаться.

Сквозь такие повреждения с легкостью проникают болезнетворные бактерии, которые приводят к воспалительным процессам.

В результате лошадь начинает испытывать боль и дискомфорт при передвижении, появляется хромота и дело может дойти до потери подвижности.

Чтобы предотвратить такие травмы, необходимы подковы, выполняющие ту же роль, что и человеческая обувь. Если подковы будут соответствовать качеству и правильно прибиты, то это позволит лошадям работать на любом твердом грунте, а негативных последствий для копыт не будет.

Но не только защитная функция возлагается на лошадиную «обувь»: животные не будут оскальзываться на мокрой траве или дороге, покрытой льдом. Они служат своеобразными корректорами для коней, имеющих деформацию копытного рога, снижают чувство дискомфорта у животных с травмированными ногами. Как видно из сказанного, каждый индивидуальный случай требует применения разного вида подков.

Что из себя представляет подкова

Если говорить о современных подковах, то они имеют существенные различия между собой по форме, толщине и материалам, пошедшим на изготовление. Все зависит от того, как предполагается использовать подкову.

Самая простая подкова представляет собой модель из стали, которую можно подогнать по форме копыта не только в раскаленном виде, но и не используя нагрев. На передние ноги подойдут подковы, имеющие округлую форму, а на задние – немного вытянутые (это связано с особенной конфигурацией копытного рога).

Подковы у лошади

Простые подковы представляют собой выгнутые пластины с несколькими отверстиями, и у каждого элемента есть свое наименование:

  • ветвями называют металлические части, идущие от зацепа до пятки. Они могут быть внутренними и наружными;
  • под верхней поверхностью подразумевают элемент, примыкающий к подошве коня;
  • нижняя поверхность – часть подковы, имеющая контакт с землей;
  • под отворотом понимают выступ небольшого размера, располагающийся спереди;
  • дорожка для гвоздей;
  • края по бокам носят названия внутреннего и наружного;
  • прорези для шипов;
  • отверстия для гвоздей;
  • пяточная часть – округлое окончание ветви;
  • шипы – вкручивают по мере надобности для скользких поверхностей, к примеру, мокрой травы или обледенелой дороги.

Разнообразие видов

На сегодняшний день всю лошадиную «обувь» можно разделить на следующие виды:

  • стандартный;
  • спортивный;
  • ортопедический.

У каждого из них есть свои особенности, которые полностью соответствуют нужному назначению. Более подробно ознакомиться с каждым из видов можно в следующей таблице.

Какие инструменты должны быть у коваля

Для качественной смены подков у каждого специалиста должны быть специальные инструменты:

  • клещи специального типа;
  • рашпиль, обладающий насечками двух типов;
  • обсечка;
  • нож для копыт, имеющий загнутый конец;
  • молоток для ковки;
  • ключ.

В первую очередь происходит осмотр конечностей лошади и снятие старых подков. Затем проводится расчистка, подгоняются и крепятся новые подковы. Молодых и энергичных лошадей перековывают в специальном станке, для остальных используют привязь в виде развязок.

Стоит отметить, что молодняк необходимо заранее приучить к такой процедуре путем имитации самого процесса. Лошадей учат давать ноги, стоять спокойно, просто постукивают по внутренней части копыта. После такого обучения можно приступать к ковке.

Смена подковы

Как часто происходит замена

Этот вопрос тоже является немаловажным. Лошадь нуждается в смене «обувки» в зависимости от интенсивности работы, качества грунта, по которому идет большая часть передвижений, и скорости отрастания копытного рога.

Последний момент сугубо индивидуален. При средней интенсивности рабочего процесса между сменой подков проходит от месяца до полутора.

Нельзя очень часто или редко менять подковы, в противном случае это негативно отражается на здоровье лошади.

Подкова

Если говорить о молодняке, то по мере необходимости их подковывают уже в 2–3 месяца, но при этом на протяжении пятилетнего срока необходимо осуществлять наблюдение за тем, насколько правильно растут и развиваются копыта, чтобы не допускать возможных патологических процессов.

Рекомендуется предоставлять лошадям около 60-ти суток на отдых от подков.

Важно знать, что подковывать лошадей должен только профессионал: от этого зависит здоровье животных и безопасность наездника. Пробовать самостоятельно менять подковы, опираясь на теоретические знания, категорически запрещается.

Зачем подковывают лошадей: подробная информация + технология подковки пошагово!

Подковы для лошадей назначение, виды, процесс ковки и замены

Подковывание лошадей практикуется давным-давно, и первые примитивные подковы появились примерно в III — IV веке нашей эры. До этого копыта животных защищали приспособлениями из растительных волокон и кожаных ремней, что давало весьма сомнительный результат.

С развитием коневодства ковочное дело приобрело широкое распространение, а мастера, которые этим занимались, пользовались заслуженным уважением. Сейчас существует много видов подков, и выбор зависит от сферы использования коней, породы, состояния копыт и других факторов.

Но зачем подковывают лошадей, если в природе они прекрасно обходятся без этого?

Зачем подковывают лошадей

Лошадь без подков

Конструкция подковы

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения.

Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева.

Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Конструкция подковы

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю.

Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной.

Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова — фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой.

Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют.

Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей.

Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

В каждой подкове есть гвоздевые отверстия

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Подковы и шипы, комплект

Подковы для лошадиных копыт

Разновидности подков

Все подковы делятся на три основных вида – стандартные, спортивные, ортопедические. Дополнительно в каждом из них тоже есть свои модификации, строго соответствующие определенному назначению.

Вид подковХарактеристики

Стандартные (простые)

Используются для рабочих лошадей. Масса подков варьируется от 200 до 720 г, в зависимости от размера. Изделия комплектуются съемными шипами – летние имеют закругленную тупую форму и небольшую высоту, зимние острые и более длинные. Различают подковы заводского производства и ручной выделки, изготавливаемые квалифицированными кузнецами

Спортивные

Используются для спортивных пород лошадей, участвующих в скачках, конкуре, многоборье. Материалом изготовления служит алюминий, пружинная сталь и некоторые другие сплавы, отличающиеся малым весом и прочностью. Для каждого вида соревнований применяются различные по форме и весу подковы. Например, для скачек это облегченные изделия весом не более 120 г, для многоборья – с утолщениями и бортиком на нижней плоскости, массой от 180 до 200 г

Ортопедические

Изготавливаются из стали, пластика и алюминия, имеют различия в конструкции. Форму подковы подбирают индивидуально в зависимости от вида травмы и состояния копытного рога. Такие изделия способствуют заживлению копыт, уменьшают боль при ходьбе, выравнивают движение

Подковы, гвозди, шипы

Набор титановых подков для скаковой лошади

Самые современные подковы заметно отличаются от описанных выше своей конструкцией. По внешнему виду они напоминают сандалии на ремешках и пружинных креплениях, а изготавливаются из специального пластика.

Они не прибиваются гвоздями, а фиксируются на копыте при помощи этих ремешков, что позволяет заменить подковы за считанные минуты.

Разумеется, стоимость таких изделий довольно высока, поэтому не каждому коневладельцу они  по карману.

Есть варианты подешевле: они тоже изготавливаются из пластика, но имеют более простое устройство и по форме больше похожи на стандартные подковы. В зависимости от конструкции, крепятся они либо гвоздями (только меньшего размера), либо при помощи специального клея.

Современные подковы для лошадей

Вид снизу

Вариант зимней пластиковой подковы с протектором

Терапевтические ботиночки для лошадей, имеющих проблемы подошвы, ламинит и т.д. Не для работы. Для гуляния, расшагивания и т.д.

Какие инструменты понадобятся

Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с двумя видами насечек;
  • обсечка;
  • ножик с загнутым концом (копытный);
  • молоток;
  • ключ.

Ковочные инструменты

Набор инструментов для ковки

Ящик с инструментами

Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров.

Используются они только раз, для повторного применения непригодны.

Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.

Ухнали для ковки

Как выполняется ковка

Частота ковки зависит от нагрузок, которым поддаются животные и скорости отрастания копытного рога. В среднем, эта процедура выполняется раз в месяц, хотя спортивным лошадям подковы менять приходится чаще.

Животным, задействованным в барьерных и гладких скачках, в школах верховой езды, подковы ставят чаще всего только на передние конечности, для конкура и многоборья необходимо подковывать все четыре.

Если лошадь содержится в домашней конюшне, на твердую дорогу выпускается редко, необходимости в подковах нет вообще.

Правильная ковка выполняется поэтапно:

  • удаляются изношенные подковы;
  • копыта очищаются от грязи и мусора;
  • снимаются мерки;
  • подгоняются и крепятся подковы.

Такая работа требует много терпения, находчивости и физической силы, ведь справиться с большим и подвижным животным совсем не просто. Иногда молодые и строптивые лошади не дают коваться, норовят ударить или укусить мастера.

В этих случаях процесс растягивается: в первый день кузнец только приподнимает поочередно животному ноги и стучит по копытам молотком. На следующий день подковывают одну и две ноги, на третий день – остальные. За это время конь привыкает к мастеру и лучше переносит ковку.

А теперь рассмотрим процесс выполнения подробнее.

Шаг 1. Поднимают ногу лошади и вычищают набившийся в подкову мусор крючком. Тщательно вычищать пока не нужно, главное – убрать по краям, чтобы удобно было подцепить подкову.

Копыто со старой подковой и подошвой, забитой опилками

Опилки вычищаются специальным крючком для ухода за копытами

Шаг 2. Берут клещи, захватывают ими край старой подковы и резким движением отрывают вместе с гвоздями.

Кузнец снимает клещами старую подкову

Подкова снята

Шаг 3. Теперь хорошо вычищают все, что набилось в копыто, при помощи копытного ножа снимают отросший роговой слой по всей поверхности.

Расчистка

Специальным ножом с закругленным концом кузнец снимает старый слой подошвы

Обрезка копыта

Шаг 4. Рашпилем обтачивают всю поверхность и особенно кромки копыта. Обработанный участок должен быть совершенно плоским, чтобы подкова легла ровно и плотно.

Рашпилем кузнец обтачивает и ровняет копыто в том месте, куда будет прибивать подкову, края копыта и особенно зацеп

Шаг 5. Завершив с одним копытом, точно так же обрабатывают все остальные.

Задние ноги расчищаются так же

Шаг 6. К подготовленному копыту прикладывают новую подкову и снимают мерку, то есть, намечают, насколько изделие нужно подогнать. Подгонку выполняют молотком на металлической наковальне.

Примерка стандартной подковы

Наковальня

Каждую подкову нужно подогнать под форму копыта

Шаг 7. Еще раз примеряют подкову, и если все нормально, начинают ее прибивать.

Первый ухналь забивают в первое зацепное отверстие, второй – на противоположной стороне и в такой поочередности идут все остальные гвозди.

Ухнали забивают строго перпендикулярно плоскости подковы, поэтому их острия вылезают наружу из копытного рога. Для животного это не создает никакого дискомфорта – в роговице нет нервных окончаний, а значит, и боли не возникает.

Гвозди

Шаг 8. Торчащие концы ухналей загибаются молотком к нижнему краю копыт, затем подгоняют вплотную зацеп. После этого подкова должна сидеть крепко на ноге и сдвигаться при надавливании.

Кузнец забивает гвозди

Гвозди торчат наружу сквозь копыто

Снаружи гвозди загибаются

Молотком пригоняется подковный зацеп к копыту

Совет. Если есть смещения, придется все переделать заново, иначе во время ходьбы или бега подкова начнет болтаться и мешать животному.

Шаг 9. Для дальнейших действий потребуется металлическая подставка в виде толстой крепкой трубки высотой около полуметра. Для обработки передних копыт ее ставят перед лошадью, для задних – возле брюха. Ногу животного поднимают на подставку и обсечкой удаляют выступающие острия ухналей.

Нога лошади на подставке

Специальным инструментом удаляются концы гвоздей

Шаг 10. Берут рашпиль и еще раз обтачивают копыто, сравнивая его кромки с подковой.

Рашпилем сравниваются края копыта и подковы

Если возникает необходимость в использовании шипов, а на новых подковах отверстия под шипы отсутствуют, их несложно изготовить самостоятельно. Для этого после примерки и подгонки подковы нужно просверлить четыре отверстия – по одному в передней части, перед зацепом, и по одному в области пятки (в конце гвоздевой дорожки). Размер отверстий должен соответствовать диаметру ножек шипов.

Просверлив отверстия, в них нарезают резьбу и вкручивают шипы. Прибивают точно так же, как и стандартные. Следует учесть, что изделия с шипами нужно крепить на все четыре конечности, в противном случае лошадь будет ощущать дискомфорт при беге и даже может травмировать связки.

Кузнец делает в подкове отверстия для шипов

И резьбу в отверстиях

Потом прикручивает шипы

Осталось только приколотить подкову к лошади

Без специальных знаний и навыков не стоит и пытаться подковать лошадь самостоятельно. Неумелые действия могут привести к серьезным проблемам со здоровьем животного, так что лучше не рисковать. Но тем, кто имеет опыт содержания лошадей, умеет правильно расчищать копыта, можно попробовать выполнить ковку под руководством профессионала.

— Зачем подковывают лошадей

Советы цветочнику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: