Виды керамики для посуды

Содержание
  1. Все о керамической посуде: виды, свойства, разница между материалами
  2. Отличие от простой глины
  3. Свойства керамики
  4. Виды
  5. Какие кухонные принадлежности изготавливают из керамики?
  6. Как отличить фарфор от других видов керамики и почему на британской дорогой посуде ставят надпись «Сhina»
  7. Каким бывает фарфор
  8. Твердый
  9. Мягкий
  10. Костяной
  11. Как отличить фарфор от фаянса и других керамических изделий
  12. Критерии определения фарфора
  13. Как определить, настоящий фарфор или нет
  14. Что делают из фарфора
  15. Семь базовых правил по уходу за фарфором
  16. Цены на фарфор, самые известные производители фарфора и другие интересные факты
  17. А что же все-таки означает надпись china?
  18. Все о керамической посуде
  19. Изготовление керамики
  20. Виды керамической посуды
  21. Фарфоровая посуда
  22. Фаянсовая посуда
  23. Терракотовая посуда
  24. Преимущества и недостатки посуды из керамики
  25. Уход за керамической посудой
  26. Виды керамической посуды и всё о керамике на кухне
  27. Виды керамической посуды: что можно сделать из глины и песка
  28. Виды керамической посуды: от чашки до кастрюли
  29. Виды керамики – разнообразие и широкий выбор Компания Art-Salon
  30. China и фарфор
  31. Тонкий фарфор
  32. Костяной фарфор
  33. Подведем итоги

Все о керамической посуде: виды, свойства, разница между материалами

Виды керамики для посуды

13.03.2019

Посуда из обожженной глины появилась несколько веков назад и с тех пор плотно вошла в жизнь человека. До наших дней она дошла практически без изменений, но сегодня мы хотим рассказать не совсем о ней, а о ее более практичной и красивой последовательнице – керамике.

Отличие от простой глины

Керамика отличается от глины всего несколькими моментами, но их достаточно для того, чтобы готовые изделия получили новые практичные свойства.

Этот материал состоит из двух основных компонентов: глины, использующейся в качестве основы, и добавок. В качестве последних могут применяться различные твердые минеральные вещества, например, песок или обычный мел. Все это влияет на пористость, степень поглощения воды и даже цвет.

Еще одно важное отличие кроется в технологии производства. В то время как обжиг глиняного изделия является завершающей стадией его изготовления, для керамической посуды это только половина дела.

Для дополнительной защиты и увеличения прочности ее поверхность обязательно покрывается тонким слоем глазури – специального состава на основе стекла.

После его нанесения производится повторный обжиг при более низких температурах для закрепления защитного слоя на поверхности.

Свойства керамики

В зависимости от выбранных компонентов и отличий в технологии изготовления конечные свойства керамической посуды могут несколько различаться, но «базовый список» качеств остается неизменным для всех изделий:

  • Они отличаются прочностью, но не переносят ударов и падений.
  • Стенки керамической посуды имеют пористую структуру, из-за чего тепло при нагревании начинает распространяться плавно, равномерно распределяясь по всей поверхности. Это положительно сказывается на вкусе блюд, делая их более сочными и наваристыми, напоминающими супы и рагу из русской печи.
  • Глазурь надежно защищает основу от впитывания влаги и отличается устойчивостью к царапинам.
  • Наличие в покрытии стекла добавляет посуде антипригарные свойства. Даже с минимальным количеством масла продукты в качественной керамике не прилипают и не подгорают при готовке.
  • Материал экологически чист и безопасен.
  • Он не имеет собственного запаха, поэтому не может испортить вкус готового блюда.
  • Диапазон температур для использования керамических изделий очень широк – в них можно готовить в духовке, а также хранить еду в холодильнике. Единственное, чего керамика не переносит – это резких перепадов температур. Из-за резкого расширения воздуха в порах она легко трескается.

Виды

Как мы уже отметили, используемые в составе компоненты влияют на внешний вид и свойства, фактически, формируя несколько видов материала:

  • Фарфор – один из самых известных и легко отличимых видов. Его можно узнать по небольшому весу и тонким, чуть прозрачным стенкам фарфоровой посуды. Для ее изготовления используется белая глина, которая и дает тот самый «фирменный» бело-голубой оттенок. Несмотря на изящность и тонкость, фарфор имеет достаточно высокую прочность и жароустойчивость.
  • Фаянс – он похож на фарфор, так как также производится из белой глины, но имеет более пористую структуру, из-за которой стенки изделий приходится делать более толстыми. Общая прочность фаянса примерно на четверть ниже, чем у фарфора.
  • Терракотовая глина – в отличие от предыдущих видов, этот материал имеет темные оттенки – от желто-горчичного до насыщенного коричневого, красноватого или даже черного. Эту особенность нередко превращают в преимущество, укрывая поверхность прозрачной глазурью. Без дополнительной защиты такая глина сильно впитывает воду, поэтому раньше использовалась только для изготовления емкостей для хранения сыпучих сухих продуктов.
  • Стеклокерамика – современный материал, в состав которого не входит глина. Тем не менее, посуда из него производится примерно по тому же принципу – изделия не просто формируются из специального стеклянного состава, но и дополнительно обжигаются.
  • Доломит – еще одна разновидность, набравшая популярность относительно недавно. Фактически он также не является керамикой (это одна из разновидностей известняка), но по внешнему виду и ряду свойств очень похож на нее. Посуду для готовки и использования в печи из него не изготавливают, но используют при создании, например, заварочных чайников, сахарниц и вазочек.

Какие кухонные принадлежности изготавливают из керамики?

Керамика используется для создания посуды и других кухонных принадлежностей крайне широко. Из нее изготавливаются:

  • кастрюли,
  • сковороды,
  • горошочки,
  • формы для запекания и выпечки,
  • чашки, чайники, сервизы,
  • сахарницы, вазочки для конфет,
  • тарелки и большие блюда,
  • подставки для половников и чайных пакетиков,
  • солонки,
  • кухонные ножи.

Скорее всего, это даже не полный список, и если вы заглянете на свою кухню, то наверняка найдете что-нибудь, о чем мы забыли упомянуть.

И напоследок стоит сделать акцент на сковородках и кастрюлях, в которых керамика используется только в качестве антипригарного покрытия.

По распределению тепла они ближе к обычной металлической посуде, но покрытие, в отличие от тефлонового, гораздо прочнее и долговечнее.

Однако добиться того самого насыщенного аромата и особого вкуса, свойственного блюдам, приготовленным в керамической посуде, в них не удастся.

Как отличить фарфор от других видов керамики и почему на британской дорогой посуде ставят надпись «Сhina»

Виды керамики для посуды

Надпись China на задней стороне изделия редко вызывает восторг у покупателей. Обычно это слово ассоциируется с низким качеством и массовым производством. Однако есть исключение. Если вы видите надпись на обороте керамической чашки, а целиком она звучит как «fine china», значит, перед вами не предмет китайского ширпотреба, а настоящий (скорее всего, английский) фарфор.

Фарфор можно без лишних сомнений назвать элитой керамического общества. Изделия из этого материала имеют чистый белый (или близкий к белому) цвет, высокую прочность и термостойкость. Они высоко ценятся, и со временем их ценность только возрастает, за счет чего фарфоровые вещи представляют собой большой интерес для коллекционеров.

Сегодня фарфор перестал быть предметом роскоши и, к счастью, доступен отнюдь не только представителям аристократии, как это было прежде, когда его именовали «белым золотом». Хотя наличие такой посуды в доме все еще считается признаком хорошего вкуса хозяина.

Каким бывает фарфор

Фарфоровая масса создается из нескольких компонентов, главными из которых являются каолин, глина, кварц и полевой шпат. Готовые фарфоровые изделия почти всегда покрыты прозрачной глазурью, позволяющей видеть оригинальный цвет предмета.

Различают две основные разновидности фарфора – твердый и мягкий, также отдельно выделяют костяной фарфор.

Твердый

Как это логично следует из названия, твердый фарфор отличается повышенной прочностью. В его состав входит до 50% каолина и значительно меньше кварца и полевого шпата. Обжигается при 1300–1460 градусах. Имеет очень плотную структуру и чисто белый цвет. Устойчив к высоким температурам.

Мягкий

Мягкий фарфор имеет меньшую прочность, но большую пластичность и просвечиваемость. Количество каолина не превышает 40%. Обжигается на средних температурах (от 1200 до 1300 градусов). Структура такого фарфора более пористая, цвет варьируется от айвори до нежно-голубого. Такой фарфор может быть чувствителен к высоким температурам.

Костяной

Особенность костяного фарфора состоит в том, что в его составе много (до 50%) костной золы, которая сегодня все чаще заменяется идентичным искусственным материалом. Добавление этого ингредиента позволяет добиться особой тонкости и прозрачности изделия. Такой фарфор имеет теплый белый цвет и устойчив к перепадам температур. Чаще всего используется для создания чайных и кофейных пар.

Как отличить фарфор от фаянса и других керамических изделий

Профессиональные коллекционеры способны узнавать фарфор и его производителей издалека, но, если вы не собираетесь устраивать домашний музей в бабушкином буфете, достаточно будет хотя бы просто научиться отличать фарфоровые изделия от всех остальных видов керамики, в том числе фаянса.

Если очень кратко и очень просто, главное отличие – в составе. Фарфор содержит больше вещества, которое называется каолином, и меньше глины. Именно количество каолина влияет на основные качества готовых изделий, которые мы перечислим ниже.

В фаянсе каолина значительно меньше, а глины больше (до 70–80%). В связи с этим готовое изделие из фаянса отличается более пористой структурой и меньшей прочностью.

И именно поэтому фаянс всегда сверху покрыт глазурью (иначе он будет впитывать любые жидкости).

Критерии определения фарфора

Толщина

Одна из особенностей фарфора заключается в том, что этот материал позволяет делать тонкостенные предметы.

Фарфоровая чашечка может быть не толще обычного листа бумаги, оставаясь при этом прочной. Добиться подобного изящества от обычной глины довольно сложно.

Впрочем, фарфор бывает и толстостенным, кроме того, данный критерий подходит только для идентификации посуды, но не статуэток и других предметов интерьера.

Прозрачность

Будучи очень тонким, фарфор по своим способностям пропускать свет (и химическому составу тоже) близок к стеклу. Если взять в руки фарфоровое блюдце или чашку и посмотреть сквозь них на просвет, они покажутся полупрозрачными. Никакая другая керамика не способна давать такой эффект. Данное качество особенно хорошо заметно на примере костяного фарфора.

Звонкость

Подобно хрусталю, фарфор имеет способность красиво звучать. Если вы легонько постучите ногтем или деревянной палочкой по стенкам фарфоровой чашки, она отзовется долгим чистым звуком, как если бы вы держали в руке колокольчик.

Цвет

Ободок на донышке фарфоровой посуды всегда остается зачищенным от глазури (особенность производства). Эта часть изделия слегка шероховата и имеет точно такой же оттенок, как и весь предмет. Фаянсовая посуда в большинстве случаев глазуруется целиком, включая ободок, а если он остается непокрытым, его цвет отличается от цвета самого изделия.

Вес

Фарфоровая посуда намного легче, чем фаянсовая, за счет своей тонкостенности. Если вы возьмете ее в руки, то сразу же ощутите непривычную легкость предмета, будь то чашка, тарелка или чайник. Особенно это заметно, если фарфор костяной.

Роспись

Качественный фарфор красив сам по себе, поэтому мастера редко покрывают его росписью целиком. Как правило, значительная часть изделия остается чисто белой.

Прочность

Со временем фаянс имеет склонность покрываться сеткой микротрещин. Это похоже на эффект кракелюра и на профессиональном языке керамистов называется словом «цек».

Чем больше проходит времени, тем выше риск появления цека на глазури фаянсового изделия (необязательно, но вероятно). Фарфор почти никогда не «цекается».

Этот критерий важен для старых изделий, если, например, вы выбираете тарелку на блошином рынке или в антикварном магазине.

Как определить, настоящий фарфор или нет

Если вы не специалист-антиквар, скорее всего, никак. Отличить настоящий фарфор от подделки не всегда просто, а иногда и совсем невозможно. Чтобы застраховать себя от покупки фаянса или меламина, покупайте фарфор в проверенных магазинах, где вам могут предоставить сертификаты на всю продукцию.

Что делают из фарфора

Многие привыкли думать, что фарфор – это чайный сервиз или красивое блюдо. Но у «белого золота» гораздо больше областей применения.

Во-первых, это, конечно, посуда. И не только чашки и блюдца, а всевозможные предметы для сервировки – от салфетницы до подставки под торт. Из фарфора делают и супницы, и сахарницы, и молочники, и полные сервизы на двенадцать персон по 5–6 предметов на каждого.

Во-вторых, фарфор изначально был популярным материалом для статуэток, ваз и других украшений интерьера, включая плафоны для настольных ламп, часы и целые картины, а также церковную утварь (иконостасы, лампады и т. п.) и, конечно же, кукол.

В-третьих, фарфор используется с практическими целями: в промышленности (изоляция), медицине (протезирование), парфюмерии (специальная посуда), строительстве (плитка).

Для каждого из этих направлений подходят разные виды фарфора: где-то идеально пригождается мягкий, где-то твердый, а где-то костяной.

Семь базовых правил по уходу за фарфором

  1. Для мытья фарфора (особенно коллекционного и раритетного) не стоит использовать посудомоечную машину и агрессивные химические средства.

  2. Лучше всего подходят обычное хозяйственное мыло или сода (для сильных пятен) и мягкая губка.

  3. Во время мытья фарфоровой посуды нужно снимать кольца, чтобы не поцарапать ее поверхность.

  4. Не рекомендуется оставлять фарфоровые изделия с рисунком в воде надолго.

  5. После мытья посуду из фарфора лучше вытирать сразу.

  6. Фарфор с металлическими элементами нельзя ставить в СВЧ-печь.

  7. При хранении стопками фарфоровые тарелки следует перекладывать мягкими салфетками, чтобы донышки верхних изделий не поцарапали нижние.

Цены на фарфор, самые известные производители фарфора и другие интересные факты

Фарфор не обязательно должен быть сказочно дорогим. Цены на простые фарфоровые кружки и даже чайные пары сегодня начинаются в среднем от 200 рублей.

Изделия из фарфора могут быть чисто белыми, без рисунка, но часто они покрыты росписью. Роспись бывает двух видов – подглазурная и надглазурная. Первая, как это следует из названия, делается под глазурь (на чистую фарфоровую поверхность), вторая наносится сверху на слой глазури. В обоих случаях изделие после росписи снова проходит через обжиг, чтобы узор прочно закрепился.

Иногда узор на фарфоровом изделии имеет металлические элементы (чаще всего золотые), такие предметы нужно мыть особенно осторожно, потому что слой металлической краски легко можно повредить (поцарапать).

Хотя фарфор, как и фаянс, как правило, покрыт глазурью, делается это по большей части с эстетическими целями и для защиты росписи. В отличие от фаянса, фарфор даже без глазурования остается непроницаемым для воды и может быть использован в быту. Неглазурованный фарфор тоже встречается, его называют бисквитом.

В России самыми известными и старейшими производителями фарфора являются Императорский фарфоровый завод (г. Санкт-Петербург) и Дулёвский фарфоровый завод (г. Ликино-Дулёво, Московская область).

Самым известным в мире европейским фарфором считается мейсенский (по названию немецкого города Майсена, где и был разработан рецепт этого материала).

Наиболее ценным признан древнекитайский фарфор. Стоимость изделий доходит до нескольких миллионов долларов.

Слово «фарфор» имеет тюркское происхождение и обозначает титул китайского императора на персидском языке. Дословно faɣfur можно перевести как «сын неба».

Таким образом термин, приложенный к керамике, определял ее высокое качество.

В царской России и других странах Европы фарфор чаще называли словом «порцелин» (porcelaine, porcelain, porzellan), имеющим итальянское происхождение и обозначающим морскую раковину (porcellana).

Первые попытки сделать фарфор были предприняты в Китае еще за сотни лет до нашей эры. Только в XII веке фарфоровые изделия впервые были экспортированы в другие страны, а стабильные экспортные продажи в Европу начались с XVII века.

На вопрос, какой фарфор ценится больше всего, знатоки отвечают по-разному, но если в общих словах, то это:

  • антикварный фарфор,
  • костяной фарфор,
  • фарфор с ручной росписью,
  • фарфор известных европейских фабрик (Villeroy & Вoch, Augarten, Wedgwood, Royal Albert и др.).

А что же все-таки означает надпись china?

Поскольку именно китайцы открыли миру красоту фарфоровой посуды, емким термином CHINA британцы стали именовать весь фарфор, сделанный по аналогии с китайским. Fine China означает «изысканный фарфор», а Bone China – «костяной фарфор».

Именно такие пометки стали ставить англичане на той посуде, которую европейцы научились производить самостоятельно примерно в начале XVIII века. До того им никак не удавалось ни украсть, ни разгадать секрет создания фарфора, и только в 1709 году немецкий физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус сумел создать твердый белый полупрозрачный образец керамики.

Примечательно, что почти в то же самое время (чуть ближе к середине XVIII столетия) тайна фарфора была раскрыта и русским ученым Дмитрием Виноградовым.

Близкий сподвижник Ломоносова, не получивший такой широкой известности, как его именитый товарищ, стал – ни больше, ни меньше – основоположником русского фарфора.

Не имея никаких шпионов в Китае или Германии, коренной петербуржец самостоятельно разработал рецепт создания «белого золота», пользуясь при этом хитрыми шифрами, чтобы ни коллеги, ни ученики не сумели похитить его разработки.

Увы, при жизни Виноградов так и не снискал лавров победителя: его труд не был оценен по достоинству, как то произошло в Европе с Чирнхаусом.

В память о нем нам остался монументальный трактат под названием «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ» и всего несколько фарфоровых изделий, которые хранятся в музеях Петербурга.

Все о керамической посуде

Виды керамики для посуды

В эпоху неолита, между 7000 и 4000 гг. до нашей эры, кочевые люди устали от вечных скитаний и перешли на оседлый образ жизни. Этот период стал началом посева зерновых, выращивания скота и изготовления первой посуды из керамики (от греч. keramos — глина).

Ее изобретение произвело настоящую революцию в жизни человека, обеспечивая ему доступ к герметическим емкостям, пригодных для хранения воды, и избавляя людей от необходимости постоянно находиться рядом с водными источниками.

Кроме этого, в сосудах из керамики древние жители хранили семена, зерна и молотые продукты, измельченные с помощью крупных камней.

До появления керамической посуды в качестве хранилищ использовались плетеные корзины, не допускавшие хранение жидкостей, и емкости из тыквы, в которых не было возможности готовить пищу на костре.

Однако со временем, в попытке улучшить свой быт, люди добились герметичности корзин путем использования глины, высушенной на солнце, а чуть позже они придумали способ создания округлых глиняных емкостей уже без использования корзиночного каркаса. Их форма часто напоминала тыкву, а размеры соответствовали диаметру плетеных корзин.

Техника изготовления глиняных сосудов в ту эпоху была похожа на лепку из пластилина: форма изделию придавалась с помощью пальцев, а основными гончарными мастерами были женщины. К такому выводу ученые пришли на основании множества археологических находок с отпечатками пальцев, принадлежавших женским рукам.

Первая керамическая посуда обжигалась при очень низкой температуре (около 600 градусов Цельсия) на кострах, где готовилась пища, но со временем люди стали создавать первые примитивные печи, в которых повышение температуры достигалось вдуванием в них воздуха в сторону огня.

Доисторические изделия из керамики были пористыми и хрупкими, однако древние гончары пытались устранять эти недостатки путем их полировки с помощью камней или твердого дерева.

Новым шагом в развитии гончарного мастерства стало изготовление керамической посуды с ручками, что значительно облегчало ее использование. В это же время на глиняных сосудах стали появляться первые рельефные украшения и рисунки, для которых использовались красящие вещества, добытые из той же глины, из которой создавалась сама посуда.

Изготовление керамики

Наибольшего расцвета гончарное искусство достигло в Китае 4000 лет назад, а в том виде, в котором керамическая посуда существует и сегодня, она появилась на китайской земле в XIII веке, в эпоху правления династии Сунг.

Рецепт ее изготовления хранился китайцами в строжайшем секрете, и все попытки европейских ремесленников раскрыть его тайну оказались безуспешными.

Лишь в 1710 году немецкому придворному алхимику Иоганну Фридриху Бёттгеру после 2-летних экспериментов удалось найти формулу изготовления керамической посуды, почти аналогичную китайской.

Сразу после этого в г. Мейсене (Германия) была создана первая фабрика в Европе по производству керамики. Ее изделия пользовались невероятным успехом среди европейской аристократии, а основными покупателями были российские аристократы, на долю которых приходилось до 40% от всей продукции. На фабрике даже существовали специальные дни, в которые вся посуда изготавливалась только для русских.

Мейсенский завод существует и по сей день, продолжая оставаться одним из лучших мировых производителей элитных гончарных изделий.

Керамическая посуда изготавливается на основе каолина, кварца и полевого шпата. Каолин представляет собой глину, основным элементом которой является каолинит.

Именно каолин после обжига придает керамической посуде характерный белый цвет и обеспечивает ее устойчивость к высоким температурам.

Полевой шпат имеет вулканическое происхождение и способствует плавлению керамической массы при температурах от 1110 до 1530 градусов Цельсия. Кварц является твердым минералом, благодаря которому изделия из керамики не деформируются во время обжига.

Смешение этих трех материалов и предшествующие ему промежуточные фазы помола, просеивания и замешивания образуют основу производства керамической посуды.

Сформированные или спрессованные тарелки, чашки и другие изделия из керамики проходят первичный обжиг в печи при температуре 950-1000 градусов Цельсия в течение 20 часов. Там они теряют всю свою влагу и затвердевают, приобретая 25%-ю пористость, идеальную для покрытия глазурью.

Любопытно, что глазуревая смесь состоит из тех же компонентов, что и керамика (каолин, кварц и полевой шпат), но в других пропорциях. После глазуровки, керамические изделия вновь помещаются в печь для вторичного обжига при температуре 900-1400 градусов, во время которого цвета глазури приобретают насыщенную окраску.

Виды керамической посуды

Существуют несколько видов керамической посуды, из которых основными являются фарфоровая, терракотовая и фаянсовая.

Фарфоровая посуда

Изделия из фарфора изготавливаются на основе белой глины и обладают не только легкостью и изысканной эстетикой, но и высокой прочностью, кислото- и жароустойчивостью.

При легком ударе об их поверхность издается продолжительный высокий и чистый звук. Фарфоровая посуда надолго сохраняет тепло и прохладу, действуя, как своеобразный термос.

При этом она очень гигиенична и при всей своей легкости обладает большей механической устойчивостью, чем все другие виды керамики.

Фаянсовая посуда

Фаянсовая посуда является еще одним «детищем» белой глины, но с меньшей прочностью и термической стойкостью, большей толщиной стенок и пористостью, что приводит к более заметному впитыванию влаги и запахов по сравнению с фарфором.

Легкий удар о ее поверхность вызывает глухой, низкий и быстро исчезающий звук, что объясняется низкой температурой обжига (900-1050 градусов).

В целом, механическая прочность посуды из фаянса ниже фарфоровой на 25 %, которая обжигается при значительно более высоких температурах (1250-1400 градусов).

Терракотовая посуда

Терракотовая посуда изготавливается из красной глины, редко покрывается глазурью и после обжига может приобретать самую разную текстуру – тонкую или грубозернистую, с частичной или сплошной полировкой.

Ее цвет также варьируется от красного, коричневого и черного до светло-бежевого. Когда-то терракота отличалась совсем низкой влагоустойчивостью и использовалась лишь для хранения сухих продуктов.

Сегодня новые технологии устраняли этот досадный недостаток, обеспечивая такой посуде все большую популярность.

Преимущества и недостатки посуды из керамики

Основным достоинством керамической посуды является ее абсолютная экологичность.

Никогда ни у кого не возникало вопросов о ее влиянии на человеческое здоровье, в отличие от ее алюминиевых и тефлоновых аналогов.

Полное отсутствие тяжелых металлов, токсичных химических реакций с пищей и выделения вредных веществ при высокой температуре сделали ее самым желанным гостем на нашем столе.

Другим достоинством керамики является ее способность отдавать влагу продуктам во время их приготовления, что объясняется ее пористой структурой. Для этого глиняную посуду на 10 минут помещают в холодную воду, после чего в нее добавляют продукты и начинают готовить. Накопленная до этого влага будет постепенно переходить в пищу.

Но, как известно, достоинства – это продолжение недостатков, что относится и к керамической посуде.

Так, пористая структура является не только ее плюсом, но и минусом, обуславливая низкую устойчивость керамики к высоким температурам, что делает ее более пригодной для хранения продуктов, чем для их приготовления.

Вкусные домашние блюда в глиняных горшочках можно готовить лишь в духовке: на огонь или электрическую печь их ставить нельзя – из-за резкого перепада температур или неравномерного распределения тепла они могут треснуть.

Даже специальную посуду для жарки с керамическим покрытием не следует сразу ставить на сильный огонь: степень ее нагрева нужно увеличивать постепенно, а еще лучше готовить пищу на слабом огне.

Другим минусом керамики является ее способность с легкостью впитывать жиры, что часто затрудняет ее мытье. Кроме того, изделия из глины надолго сохраняют вкус и запах приготовленного в них блюда. Поэтому для каждого вида продуктов лучше использовать отдельную глиняную емкость: только так вы будете уверены, что яблочный пирог не будет отдавать мясом или рыбой.

И, возвращаясь к «плюсам»: в глиняных емкостях, где хранятся крупы или мука, никогда не заведутся зловредные жучки, а кофе или чай в керамическом чайнике не остынут в течение нескольких часов, так же как холодный квас или компот надолго сохранят в нем свою прохладу.

Уход за керамической посудой

Любую посуду из керамики следует мыть в теплой воде с добавлением нескольких капель моющего средства, которое можно с успехом заменить пищевой содой.

Не забывайте: глиняные емкости — деликатная вещь, поэтому ни в коем случае нельзя «с пылу, с жару» помещать такую посуду в холодную воду, и наоборот, с холода – в горячую духовку.

Любая термическая неосторожность может сразу привести к появлению трещин!

Во время мытья посуды из керамики забудьте о металлических шлифующих губках, способных повредить ее поверхность.

Глазурованные глиняные емкости можно не высушивать – вода на глазури сама очень быстро испаряется. С неглазурованной посудой дело обстоит иначе: ее необходимо тщательно вытирать после каждого мытья и оставлять до полного высыхания на открытом воздухе. В противном случае влага в ней сохраняется в течение долгого времени, и при первом же нагревании такая посуда может треснуть.

При хранении не следует накрывать глиняные емкости крышками, так как это приводит к появлению в них неприятного запаха. Особенно это касается влажной неглазурованной керамики. Но если такая неприятность все же произошла, ее можно легко устранить полосканием керамической посуды в прохладной воде с добавлением соли и уксуса.

Советуем прочитать:

Виды керамической посуды и всё о керамике на кухне

Виды керамики для посуды

Керамика – это слово веет чем-то теплым и домашним.

Возможно это грубый горшок, в котором в настоящей печи бабушка готовила вкуснейший обед, или изящный и звонкий сервиз, прекрасный настолько, что жаль из него пить кофе, а может новая форма для выпечки, о которой вы пока только мечтаете. Для каждого найдется своя ассоциация, но одно объединяет всех нас: наверное, нет ни единого человека, не пользующегося керамикой.

Однако многие выбирают керамические изделия совершенно не задумываясь, как это делать правильно и что из себя представляют разные виды керамической посуды. Вы думаете, что керамика – это только чашки и тарелки, или наоборот считаете, что популярная керамическая сковорода действительно изготовлена из керамики? Тогда, обязательно читайте дальше.

Виды керамической посуды: что можно сделать из глины и песка

Керамика, как она есть

Керамическую посуду производят из глины с добавлением различных минералов (полевого шпата, кварцевого песка, мела и т.п.) и доводят до готовности при высоких температурах, то бишь обжигают.

Керамику различают по структуре – тонкой или грубой.

Виды керамической посуды с тонкой структурой – фарфор, полуфарфор, фаянс и майолика – отличаются сырьем, технологией производства, пористостью, степенью водопоглощения, цветом черепка и т.д.

Фарфор – наиболее дорогая и утонченная керамика белого цвета с синеватым отливом, звонкая и просвечивающая в тонких местах. Для повседневной столовой посуды используются и более пористый фаянс, и грубая толстостенная керамика из красной и желтой глины (терракота). С веками технологии производства усовершенствовались, добавились новые материалы, но эти основы керамики остались.

При выборе керамической посуды особое внимание стоит уделить эмалям и глазурям: именно их качество скажется на вашем здоровье. Керамику покрывают и расписывают безопасными минеральными составами, однако не всегда.

Дешевые подделки могут содержать тяжелые металлы, такие как свинец, который попадая в пищу будет отравлять ваш организм.

Особое внимание обращайте на яркий желтый и зеленый цвета (для создания этих тонов чаще всего «химичат»), очень низкие цены и деколь (переводной рисунок) сомнительного качества.

Один из известных брендов, производящих, в том числе, керамическую утварь – Le Creuset.

Стеклокерамика

Стеклокерамику можно считать одним из новых видов керамической посуды. Хотя в ее производстве не применяется глина, принцип соблюден: это продукт из неорганической смеси, производимый под воздействием высоких температур.

Если стеклянную посуду получают расплавив стекло, сформировав изделие и остудив его, то стеклокерамику подобно керамике после формирования изделия снова подвергают термической обработке.

Специальный состав стекла при этом кристаллизируется, что придает посуде особую прочность. Можно сказать, что стеклокерамика – это нечто среднее между стеклом и керамикой, родственное закаленному стеклу.

К слову, стеклокерамическая посуда стоит относительно недорого, легко моется, гигиенична, может использоваться для охлаждения или разогрева.

Качественную стеклокерамическую посуду производит французский бренд Luminarc.

Посуда с керамическим покрытием

Посуда с керамическим покрытием, плюсы и минусы которой коротко обсуждались здесь, некоторыми воспринимается как новый вид керамической посуды. И всё потому, что многие производители и дистрибьюторы пишут не «сковорода с керамическим покрытием», а «керамическая сковорода».

О том, есть ли вообще керамические сковороды для плиты, немного позже, а пока уточним что собой представляет такая «керамическая сковорода». На самом деле посуда для готовки с керамическим покрытием – это металлическая основа, покрытая минеральным составом и специальной эмалью.

Для этого используют природные компоненты (например, диоксид силиция, он же песок), входящие в состав керамики и стекла.

Однако в производстве покрытия могут использоваться и полимерные вещества, так что уточняйте, что посудный бренд имел в виду под «керамическим покрытием» и выбирайте посуду с надписью «PFOA Free».

Виды керамической посуды: от чашки до кастрюли

Разнообразие столовой посуды не заканчивается на тарелках, блюдцах, чашках и чайниках разного размера и дизайна. Блюда, вазы, соусницы, хлебницы, салфетницы, пиалы, бульонные чашки, молочники, сливочники, десертные розетки, солонки и другие предметы не обязательно предназначены для ресторана.

Почему бы не сервировать обед для своей семьи красиво? Ведь имеет значение не только что мы едим, но и из чего мы едим. Атмосфера принятия пищи, цвета и оформление посуды сказываются на нас непосредственно, как сказывается и качество материала посуды.

Попробуйте пить один и тот же чай из тонкой фарфоровой чашки и из обычной чашки, купленной в супермаркете на распродаже: вы удивитесь, но вкус будет отличаться. И дело не в самовнушении, мол пью чай из дорогой утвари, а в свойствах материала и его качестве.

Мы привыкли, что керамика – это для подачи на стол, однако существует множество видов керамической посуды для готовки, не ограничивающихся кокот – горшочками для запекания. Это формы, кастрюли, сковороды, листы и множество других посудин.

Но, в силу своих особенностей, керамика не предназначена для плиты (это к теме о всецело «керамических сковородках»).

Она боится резких перепадов температур и резкого нагрева, поэтому используется только для духовки, бройлера и микроволновой печи.

По внешнему виду современную керамическую посуду для готовки можно перепутать с чугунной – так же толстостенна и покрыта красивыми цветными эмалями. Так что, если вы встретили симпатичную сковороду для плиты, напоминающую керамическую, уточните материал.

Разобрав виды керамической посуды можно смело заходить в каталог и выбирать обновки для своей кухни. О свойствах, особенностях хранения, ухода и использования керамики читайте в одном из следующих материалов.

Виды керамики – разнообразие и широкий выбор Компания Art-Salon

Виды керамики для посуды

Можете ли вы определить разницу между фарфором и керамикой, или между классическим твёрдым фарфором и костяным фарфором?

По внешним характеристикам они могут быть очень похожи между собой, но на самом деле, между ними есть определённая разница.

Всем знакомо такое явление, что многие авторы на веб-сайтах, используют эти термины взаимозаменяемо, утверждая, что они означают одно и то же, иногда всю керамику называя одним словом – фарфор.

Это неправильно, поскольку этим они вводят в заблуждение многочисленных читателей. 
Давайте разбираться, в чём заключаются ошибки, и исправлять их. 

Самое главное, что хотелось бы донести до вас, читатели:

Фарфор – это только разновидность керамики, в то время как далеко не вся керамика является фарфором.

Керамика, гончарная керамика, фаянс, майолика, терракота, керамогранит, шамот, твёрдый фарфор, мягкий фарфор, костяной фарфор, бумажная глина – это различные типы керамического материала и изделий из них в зависимости от использования разных видов глины и дополнительных ингредиентов. Каждый из таких материалов имеет свои уникальные характеристики и свойства.

Керамика – это общий термин, который описывает любое изделие из натуральной глины, смешанной в различных формулах с водой и в некоторых случаях с органическими материалами. Из такого состава создают форму, декорируют, обычно покрывают глазурью и закаливают материал под воздействием тепла при обжиге в печи.

Состав используемых глин, тип добавок, температура и продолжительность обжига определяют качество и твёрдость конечного продукта. Поскольку эти переменные могут регулироваться различными параметрами, существует много разных типов керамики.

Поэтому ещё раз повторюсь, 

керамика – это обширная категория, которая включает в качестве подкатегорий такие понятия как фаянс, глиняную посуду, терракоту, керамогранит, твёрдый фарфор, мягкий фарфор, костяной фарфор, бумажную глину и многое другое.

Фаянс – самый ранний тип керамической посуды. Изделия изготавливаются из красной или белой глины, запекаемой в печи при низкой температуре, обычно 1000-1080 ° C.

Так как такой тип глины не достигает в процессе обжига стекловидного состояния, фаянс является более пористым и должен обязательно покрываться дополнительно достаточно толстым слоем порой непрозрачной глазури, чтобы быть водонепроницаемым. Фаянсовая посуда более хрупкая, чем посуда из других типов глины.

Фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, изделия из фаянса имеют достаточно толстые, непрозрачные стенки обтекаемых форм. Чётких линий в форме из фаянса не достичь, поэтому этот материал неприменим к скульптурной пластике.

Майоликой называют изделия из гончарных глин, которые покрывают цветными глазурями — эмалями.  В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и многое другое, так и посуда.

Терракота – это вид красной глины, как правило, без глазури. Обжигается при температуре приблизительно 1000 градусов по Цельсию. Железо, которое содержитя в этом типе глины, использующейся для изготовления таких изделий, придает им особый коричневый оттенок, который может варьироваться от желтоватого, оранжевого вплоть до красного, розоватого или коричневого 

Керамогранит состоит из огнеупорной глины и шариковой глины (каолинитовые осадочные глины), а также полевого шпата и кремнезема. Его обжигают при высоких температурах, обычно 1148-1316 ° C (2100-2400 ° F), и он по своей природе непористый.

Белая, серая или коричневая глина превращается в стеклообразное вещество во время обжига, поэтому поверхность изделий из керамогранита получается водонепроницаемой.

Керамогранит можно даже без глазурования использовать для хранения воды, но обычно всё-таки внутренняя часть таких сосудов глазуруется в любом случае для большей сохранности и предохранения от влаги.
Керамогранит получается намного твёрже, прочнее и долговечнее керамики.

Шамот представляет собой керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность.

Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства. Шамот обжигается при температуре 1250 ° C. Такие изделия не боятся холода и перепадов температур. Однако сырость им не рекомендуется.

Из шамотной керамики изготавливают садовые и интерьерные светильники, основания для фонтанов, горшки с поддонами, кашпо, фигуры животных, вазы и амфоры. 

Фарфор – это белая глина, используемая для изготовления функциональных и нефункциональных изделий.

По сути, химический состав фарфора представляет собой комбинацию глины, каолина (единственная глина, известная своей прозрачностью), полевого шпата, кремнезема и кварца, но могут быть добавлены и другие материалы.

Чем выше содержание каолиновых глин, тем выше технические характеристики получающегося из неё изделия.

Фарфор традиционно обжигается при очень высоких температурах огня выше 1260 ° C (2300 ° F).

Как и в случае с керамогранитом, во время обжига тело превращается в стекло, поэтому поверхность получается малопористой и не впитывающей в себя жидкость.

Поверхность, как правило, очень гладкая, даже если она неглазурованная, а тонкость и пластические свойства используемой глины позволяют создавать сложные мелкие детали.

Наиболее значимой определяющей характеристикой для фарфора является его прозрачность. Фарфор после обжига становится очень белым и полупрозрачным, что позволяет свету проходить сквозь него и отражать его. Вся остальная керамика непрозрачна и не пропускает свет.

Другим определяющим фактором является звук. Если вы слегка ударите по предмету из фарфора, он зазвучит звонким колокольчиком.

Фарфор – очень прочный и твердый материал.

China и фарфор

В связи с большим количеством трудностей в работе с фарфором было разработано несколько вариаций. Они фигурируют под названиями твёрдый фарфор, мягкий фарфор, костяной фарфор, и иногда ошибочно их тоже называют общим термином china.

Тонкий фарфор

Мягкий или тонкий фарфор обжигают при более низкой температуре, чем твёрдый – около 1200 ° (2200 ° F). Тонкий фарфор намного мягче классического фарфора, что делает его гораздо более подходящим для таких применений, как тарелки и чашки.

Костяной фарфор

Костяной фарфор – это разновидность мягкого фарфора, который получается белым, лёгким и полупрозрачным путем добавления к фарфоровой массе кальцинированной кости животных.

Качество готового продукта зависит от того, сколько кости содержится в смеси: высококачественный костяной фарфор должен содержать от 30 до 40–45 процентов кости.

Кость определённых животных, а именно, крупного рогатого скота, придаёт обожженному телу высокий уровень прозрачности и уникальный молочно-белый цвет.

Костяной фарфор нельзя обжигать при таких же высоких температурах, как классический твёрдый фарфор.

Костяной фарфор обладает очень высокой механической прочностью и устойчивостью к сколам, что позволяет изготавливать более тонкие предметы, в отличие от других видов фарфора. Однако, его глазурь более подвержена образованию сетки трещин и не любит перепадов температур.

Бумажная глина paperclay – это любая глиняная масса, к которой добавлено обработанное целлюлозное волокно (наиболее распространенным является бумага или картон). Иногда применяют хлопок или нейлоновые нити.

Эта техника расширяет возможности любимого всеми керамистами материала – глины.

 
При использовании бумажной глины появилась возможность выполнять изделия практически любого размера, приклеивая отдельные элементы и целые фрагменты под любым углом в сухом виде, что невозможно делать с керамическими изделиями.

Подведем итоги

Технически говоря, глиняные и керамические изделия – это одно и то же, потому что они изготавливаются одинаковым образом как на этапе формования, так и обжига, глазурования и повторного обжига. Однако оба термина имеют разные тонкости в своих значениях.

Слово «керамика» – это более общий термин, который включает в себя фаянс и глиняную посуду, а также керамические протезы зубов, керамические ножи, керамическую плитку и т. д.

В контексте искусства керамика часто рассматривается как высококлассная работа профессионального уровня, которая производит предметы Изобразительного искусства, имеющей декоративную ценность (глиняные скульптуры или декоративные тарелки).

Глиняная посуда включает в себя менее сложные, и более функциональные предметы, которые служат цели в повседневной жизни (как тарелки, чашки или вазы).

Советы цветочнику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: